Главная / Новости / ПП РФ 1498: Правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений (права и обязанности потребителя)

ПП РФ 1498: Правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений (права и обязанности потребителя)

ПП РФ 1498: Правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений (права и обязанности потребителя)

У потребителей КУ и управляющих организаций появились новые права и обязанности. 

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 вступило в силу с 1 января 2017 года. Оно утвердило изменения в нормативно-правовых актах, касающихся порядка предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД:

  • ПП РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении КУ собственникам и пользователям помещений в МКД и ЖД»;
  • ПП РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»;
  • ПП РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления КУ»;
  • ПП РФ от 14.02.2012 N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения КР для целей оказания КУ»;
  • ПП РФ от 08.08.2012 N 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • ПП РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • ПП РФ от 30.05.2016 N 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Изменения затрагивают отношения управляющих организаций с ресурсоснабжающими организациями и с потребителями коммунальных ресурсов. Пояснения к новым правилам опубликовал Минстрой РФ в письмах от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 и N 45097-АЧ/04.

Изменения в отношениях УО и РСО.

С 1 января 2017 года УО и РСО обязательно должны заключать договор ресурсоснабжения. За семь дней после заключения договора управления или после регистрации ТСН исполнитель КУ направляет в РСО оферту (п. 4 и 5 ПП РФ N 124). Отправка оферты – не прерогатива исполнителя КУ, это может сделать и исполнитель КУ.

РСО должна ответить за 30 дней после поступления в её адрес оферты. В противном случае сторона, направившая оферту, имеет право обратиться в суд с требованием к РСО заключить договор (п. 11 ПП РФ N 124).

Договор ресурсоснабжения в отношении коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в МКД считается заключённым через 30 дней со дня получения РСО заявки.

РСО может отказаться от заключения договора, но отказ не распространяется на случаи приобретения коммунальных ресурсов для содержания ОИ МКД (п. 13 ПП РФ N 124).

УО должны заключить договор с РСО даже если между РСО и собственниками помещений заключён прямой договор ресурсоснабжения. В этом случае предметом договора будет приобретение коммунального ресурса для содержания ОИ МКД.

Что будет, если УО не заключит договор? В таком случае РСО может:

  • направить оферту и через 30 дней принудить УО заключить договор через суд либо считать договор заключённым,
  • в судебном порядке взыскать образовавшуюся задолженность – сверхнормативный ОДН в период с 01.07.16 по 21.12.16 и коммунальные ресурсы на содержание ОИ МКД в период с 01.01.17, а также неустойку и другие судебные расходы на основании п. 21.1 ПП РФ N 124.

В договоре ресурсоснабжения обязательно нужно отразить следующие условия:

  • предмет договора (вид коммунального ресурса);
  • дату начала поставки коммунального ресурса;
  • показатели качества поставляемого коммунального ресурса;
  • порядок определения объёмов поставляемого коммунального ресурса;
  • порядок определения цены договора и порядок оплаты.

Когда УО направляет в РСО заявку о заключении договора ресурсоснабжения, она прикладывает документы, которые могут подтвердить факт подключения МКД в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (п. 4, п. 5, пп. «в» п. 6 ПП РФ N 124).

Если документов нет – заключение договора приостанавливается, если стороны не договорились об ином. Документы должна восстановить УО. Исключение составляет случай, когда технологическое присоединение МКД произошло до вступления в силу ПП РФ от 13.02.2006 N 83 – тогда документы прилагаются к оферте при наличии.

ОДН в составе жилищных услуг.

В квитанциях появится новый пункт – общедомовые нужды. Плата за ОДН будет прописываться в платёжке отдельной строкой по каждому виду ресурсов. ОДН пропорционально площади квартир распределялся между жителями МКД. В ОДН входили и объёмы ресурсов, о которых жильцы умалчивали.

Жильцы, которые до сих пор не установили приборы учёта, будут оплачивать ОДН по повышающему коэффициенту. С 1 января 2017 года он равен 1,5.

Верхний предел платы за ОДН ограничен нормативом. Согласно обновлённому постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, при определении нормативов будут учитываться некоторые конструктивные и технические параметры МКД.

Для воды это:

  • количество этажей;
  • износ внутридомовых инженерных сетей;
  • вид системы теплоснабжения;
  • вид системы ГВС;
  • водоразборные устройства и санитарно-техническое оборудование в местах общего пользования.

Для электричества:

  • количество и типы оборудования и устройств;
  • износ внутридомовых инженерных сетей.

Нормативы потребления ресурсов на ОДН местные власти должны утвердить до 1 июня 2017 года. До 1 июня будут применяться действующие нормативы. Норматив потребления газа принимается равным нулю.

ПП РФ N 1498 устанавливает единые единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов, необходимых для содержания ОИ в МКД:

  • холодная вода – кубический метр на 1 м²;
  • горячая вода – кубический метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 кубического метра холодной воды на 1 м² или кубический метр горячей воды на 1 м²;
  • электричество – кВт · час на 1 м²;
  • отводимые сточные воды – м³.

Нормативы потребления коммунальных ресурсов для содержания ОИ в МКД действуют не менее 3 лет. В этот период они не пересматриваются. Сверхнорматив оплачивают управляющие организации. Минстрой РФ считает, что это должно простимулировать их использовать энергосберегающие технологии и бороться с воровством коммунальных ресурсов в МКД.

Применение повышающих коэффициентов.

До 01.01.2017 размер платы за КУ складывался из произведения норматива (с учётом повышающего коэффициента и без), количества проживающих и тарифа. Норматив устанавливался субъектом РФ и мог влиять на объём потребления КУ.

С 01.01.2017 размер платы за КУ получается из произведения повышающего коэффициента, норматива, количества проживающих и тарифа. Повышающий коэффициент устанавливается государством и действует на территории всей страны. Следует заметить, что повышающие коэффициенты не увеличивают объём потребления коммунальных услуг, а изменяют размер платы.

Повышающий коэффициент можно применять только к собственникам помещений:

Не применяется повышающий коэффициент к:

  • собственникам, принявшим помещение по акту от застройщика (п. 2 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ);
  • застройщику (пп. 7.2 и 7.4 ст. 155 ЖК РФ);
  • собственникам помещений в ветхом, аварийном объекте, объекте, подлежащем сносу или капремонту до 2013 года;
  • собственникам помещений в объекте, мощность потребления электрической энергии < 5 кВт, максимальный объём потребления тепловой энергии < 0,2 гКалл в час, максимальный объём потребления природного газа < 2 м3 в час;
  • наймодателю помещения по социальному найму либо специализированного жилищного фонда (пп. 1 и 3 ч. 2 ст. 153 ЖК);
  • арендатору помещения (п. 2 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Требования к платёжному документу.

Платёжный документ выставляется до первого числа следующего за расчетным месяца. Изменить срок предоставления можно по решению ОСС или общего собрания членов ТСН/ТСЖ, но только в случае, если исполнитель КУ – УО или ТСН (п. 66, 67 ПП РФ N 354).

В квитанции можно использовать обе стороны – лицевую и оборотную. На лицевой стороне платёжного документа в отдельном столбике стоит указать штрафы. Тремя строками выносятся коммунальные ресурсы на общее имущество в МКД (п. 29 ПП РФ N 491).

На обратной стороне платёжного документа один раз в квартал следует размещать информацию о передаче показаний ИПУ и последствиях непередачи показаний (пп. «з» п. 31 ПП РФ N 354). Один раз в квартал в квитанции или на информационных стендах прописываются санкции в случае вмешательства в ИПУ, неповерки (пп. «з.1» п. 31 ПП РФ N 354).

Также на обратной стороне платёжного документа в течение первого полугодия 2017 года можно публиковать данные об изменениях (письмо Минстроя РФ от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04).

Перерасчёт платы за коммунальные услуги.

ПП РФ N 1498 обновило редакцию п. 86 ПП РФ N 354, в котором говорится об условиях перерасчёта платы за коммунальные услуги. Перерасчёт, кроме КУ по отоплению, электро- и газоснабжению для отопления помещений, можно сделать, если:

  • потребителя нет в жилом помещении более пяти календарных дней подряд;
  • в помещении нет ИПУ и ОПУ из-за технической невозможности их установить.

УО не обязано делать перерасчёт, если в помещении нет ИПУ и ОПУ и потребитель не может подтвердить документарно, что так получилось из-за технической невозможности их установить. Не нужно делать перерасчёт и в случаях, когда приборы учёта неисправны и потребитель ничего не делает, чтобы их отремонтировать.

Но придётся пересчитать плату за коммунальные услуги, если документы могут подтвердить, что в помещении отсутствуют все проживающие в нём жильцы из-за действий непреодолимой силы.

Ограничения предоставления коммунальных услуг.

Ограничение предоставления коммунальных услуг – это ситуация, при которой исполнитель временно уменьшает объём коммунального ресурса для потребителя или вводит график предоставления КУ на сутки.

Ограничение предоставления КУ не стоит путать с приостановлением, когда исполнитель КУ прекращает подачу ресурса потребителю.

Если причиной для ограничения или приостановления поставки для нежилого помещения стала задолженность по договору с РСО или отсутствие такого договора, то:

  • РСО подаёт лицу, отвечающему за содержание внутридомовых инженерных систем, заявление;
  • этот специалист ограничивает или временно останавливает поставку КУ потребителю.

Так происходит, если оборудование потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям. РСО работают по другому сценарию, если оборудование потребителя соединяется с централизованными сетями инженерно-технического обеспечения до ввода в МКД.

Бывает, потребители не полностью оплачивают поставленные коммунальные услуги. В таком случае исполнитель КУ отправляет должнику письменное уведомление. В уведомлении он сообщает, что если должник за 20 дней со дня доставки письма не внесёт оставшуюся сумму, то ему ограничат, а затем и приостановят поставку коммунальной услуги.

Уведомление нужно вручить должнику лично под расписку или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Ещё несколько вариантов:

  • включить уведомление в квитанцию;
  • передать сообщение по сети подвижной радиотелефонной связи;
  • позвонить и записать разговор;
  • отправить электронное письмо;
  • отправить сообщение через личный кабинет в ГИС ЖКХ;
  • разместить предупреждение на сайте УО;
  • отправить голосовую информацию по сети фиксированной телефонной связи.

После погашения долга поставку КУ исполнитель возобновляет за два дня. Все расходы исполнителя возмещает потребитель, которому ограничивали или приостанавливали поставку коммунальных услуг.

Содержание общего имущества.

До 1 января 2017 года обращением с общим имуществом в зависимости от способа управления занимались собственники или ТЖС, ЖК, ЖСК.

Собственники заключали договор управления с управляющими организациями или договор о содержании и ремонте ОИ с подрядчиками. С ТСЖ, ЖК, ЖСК заключали договор собственники, не являющимися членами указанных организаций.

Это сохранилось и сейчас, но к числу ответственных лиц добавились застройщик и лицо, принявшее от застройщика помещение в МКД по документу о передаче.

Застройщик обеспечивает содержание общего имущества в МКД самостоятельно или заключает договоры управления МКД с управляющей организацией.

Лицо, принявшее от застройщика помещение в МКД по передаточному акту или другому документу о передаче, оформляет договор управления МКД с управляющей организацией.

Расходы за содержание жилого помещения.

С 1 января 2017 г. в расходы на жилое помещение входит оплата:

  • ХВС и ГВС;
  • отведения сточных вод;
  • электричества;

потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для содержания общего имущества в МКД услуг.

Исключение – случаи, когда цена таких коммунальных ресурсов в доме входит в плату за КУ, потребляемые для содержания общего имущества.

Когда такие расходы в первый раз включаются на оплату коммунальных ресурсов для надлежащего содержания общего имущества, их размер не может превышать норматив потребления КУ на ОДН, установленный субъектом РФ на 1 ноября 2016 г.

Далее размер платы определяется исходя из нормативов потребления необходимого вида коммунальных ресурсов для общего имущества.

Если перечень работ по содержанию ОИ превышает минимальный, собственники на ОСС могут включить в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объёма коммунальных ресурсов, необходимого для содержания ОИ в МКД, с учётом превышения нормативов потребления.

Размер платы за содержание жилого помещения по оплате коммунальных ресурсов, необходимых для общего имущества, прописывается в квитанции отдельной строкой по каждому виду ресурсов.

Потребитель, помимо установленных прав, теперь также может требовать от исполнителя КУ:
составления акта об установлении технической возможности установки ИПУ и ОДПУ,
проверки состояния ИПУ, ОДПУ и распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней после получения исполнителем заявления о необходимости проведения такой проверки.
Появляются и дополнительные обязанности - потребитель КУ обязан использовать ОДПУ, установленные исполнителем или другой организацией. Сохранять установленные исполнителем при вводе ПУ в эксплуатацию и при проверках контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб. А также своевременно и в полном объёме вносить плату за КУ.

Скорректирован пункт о начислении КУ в жилых помещениях, где проживает больше людей, чем зарегистрировано. Теперь УО в акте о проживающих в жилом помещении потребителях могут указывать: сам этот факт, дату начала их проживания, если возможно такую дату установить.

Кроме того, ранее подписывать этот акт, помимо исполнителя и двух потребителей, должен был председатель совета МКД, теперь же может подписаться кто-то из членов совета МКД.
Добавлено положение о том, что если жильцы (как зарегистрированные, так и нет) временно отсутствуют, объём КУ рассчитывается с учётом количества собственников жилого помещения.

Образцы документов по работе с приборами учета можно скачать перейдя по ссылке на странице.

Теги ИПУ жилищно-коммунальные услуги потребитель КУ ОДПУ МКД ЖКХ приборы учета антимагнитные пломбы коммунальные услуги индивидуальный прибор учета ЖКУ